Разработка критериев профессионализма
Модели профессиональных компетенций и профили должностей
Компетенции — наиболее распространенный критерий оценки сотрудников и принятия кадровых решений
Профессиональные компетенции — набор знаний, умений и навыков, который отличает эффективных сотрудников от остальных и помогает достигать результата на конкретном рабочем месте в конкретной Компании
Почему компетенции полезны
Для HR
Найм
Привлекаем кандидатов с учетом тех требований, которые к ним предъявляет бизнес
Оценка
Объективно оцениваем текущий уровень профессионализма сотрудников, определяем качества, которые необходимо развивать в Компании в ближайшей перспективе
Развитие
Фокусируем обучение на развитии именно тех качеств, которые позволяют быть эффективным в Вашей Компании
Для бизнеса
Стратегия
Формулируем требования бизнеса для достижения операционных и стратегических целей
Эффективность
Снижаем риски финансовых потерь, связанных с профессиональными ошибками
Экономия
Сокращаем затраты на необоснованный найм и обучение
Преимущества работы с ЭКОПСИ
Наши инструменты
Подбор
Отбор кандидатов, которые обладают необходимыми качествами, а значит потенциально эффективны
Адаптация
Планирование оптимальной программы адаптации для сотрудника с учётом его сильных и слабых сторон в компетенциях
Регулярная оценка
Предоставление сотрудникам обратной связи по набору качеств, которые действительно значимы для эффективности их работы
Обучение и развитие
Помощь сотрудникам в развитии качеств, которые помогут им работать эффективнее
Идентификация талантов
Выявление сотрудников, уже сейчас обладающими необходимыми компетенциями для следующей должности
Какие задачи решаются при помощи компетенций
Модель компетенций – набор сформулированных и систематизированных критериев профессионализма сотрудника
Позволяет оценить поведение сотрудника по набору простых и понятных поведенческих индикаторов
Точность теста доказана в 11 исследованиях
Тест прошли 165 тысяч руководителе
43-64%
Результативность сотрудника
 на 43−64% зависит от компетенций
Внедрение оценки по компетенциям может снизить текучесть на 20%
20%
100% организаций с численностью более 50 000 человек используют модель компетенций или на пороге ее внедрени
100%
По материалам исследований: Towler and Britt, 2006, Fortune & Aon Hewitt, 2011; Headhunter, 2016; Korn Ferry, 2016; ЭКОПСИ, 2022
*
Пример описания компетенции
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
4-й уровень
5-й уровень
Имеет представление о целях и задачах обучения персонала
Знает виды ресурсов, необходимые для проведения обучения
Имеет представление о цикле организации обучения: анализ потребности
 в обучении, планирование обучения, проведение обучения, оценка эффективности обучения
Способен организовать обучение работников в соответствии с планом: формирование групп, администрирование внешнего и внутреннего обучения, организация привлечения внутренних экспертов из профессиональных областей и т.д.
Знает отраслевые российские и международные практики, использует
их для повышения эффективности корпоративной системы обучения персонала
Способен соотнести эффективность обучения с затратами Компании, сделать выводы о целесообразности различных видов, форм и методов обучения
Способен сформировать годовые планы внешнего и внутреннего обучения, исходя из выявленной потребности в обучении
Способен своевременно координировать работу по вопросам организации
и содержания обучения со всеми заинтересованными лицами, согласует условия
и сроки проведения обучения
Умеет организовать процедуры оценки эффективности проведенного обучения
Владеет навыками организации учебных мероприятий различных направлений, видов и форматов (с привлечением внутренних и внешних экспертов)
Знает процедуру организации обучения в части состава групп, требований
к графику, помещению и оборудованию, вспомогательным и раздаточным материалам













В уровневой модели индикаторы описывают владение конкретным уровнем компетенции
Компетенция «Обучение персонала»
Владеет навыком документального сопровождения системы внутреннего, внешнего и дистанционного обучения
Знает требуемое оснащение учебных центров для проведения разных видов обучения
1
Умеет разрабатывать и корректировать календарный и оперативный планы работ, обеспечить их согласование и утверждение
3
Умеет проводить план/факт анализ графиков, их актуализацию и оптимизацию
5
Умеет проводить анализ загрузки ролей, ресурсов по проекту / портфелю / периодам, умеет изменять норму загрузки и интенсивность загрузки ресурсов
4
Умеет разрабатывать иерархическую структуру работ по проектам, умеет определять степень детализации для графиков различных уровней
6
Умеет разрабатывать отчетные формы, формировать отчеты и проводить анализ по выполнению проектов, программы, портфеля
2
Умеет составлять целевые и текущие календарно-сетевые графики по работам, оценивать их основные параметры: критически путь, критические цепочки, резервы времени
7
Знает этапы составления графиков, типы операций, зависимостей, ограничений, календари работ и ресурсов, метод «набегающей волны»
В индикаторной модели индикаторы описывают компетенцию целиком, без разделения на уровни
Компетенция «Календарно-сетевое планирование»
Профилирование – инструмент идентификации должности в иерархии должностей
Позволяет систематизировать всю необходимую информацию о должности для быстрого доступа к ней (функционал, обязанности, зону ответственности, необходимые компетенции, другие требования к человеку, занимающему должность). Включает в себя профиль компетенций, который при необходимости можно дополнить перечнем формальных требований
Точность теста доказана в 11 исследованиях
Тест прошли 165 тысяч руководителе
Мы можем разработать как профиль должности, так и профиль компетенций
Функционал
Формальные требования
Уровень решаемых задач
Взаимодействие в поставщиками услуг с целью организации подбора и закрытия вакантных позиций
Самостоятельное ведение подбора персонала
Сопровождение трудоустройства и адаптация сотрудников
Профильное (управление персоналом, менеджмент, организационная психология) или не профильное высшее образование и повышение квалификации по профилю деятельности
Требуемый опыт работы не менее 2 лет в сфере управления персоналом
Сложность решаемых задач: уровень 2 — работает в рамках разработанных процедур, выполнение работ задач требует внимания к деталям и оценки поступающей информации
Навыки коммуникации: уровень 2 — требует умение общаться с различными по уровню должности и типам людьми
Самостоятельность в работе: уровень 2 — самостоятельное выполнение регулярных задач, выполнение проектных задач в сопровождении руководителя
Уровень ответственности при работе с документами: не подписывает документы
Должность:
Специалист по подбору персонала
Подразделение:
Управление обеспечения персоналом









Систематизация требований к типовой должности, которые предъявляют различные HR-системы Компании
Блок компетенций
Блок компетенций
Блок компетенций
Блок компетенций
Название компетенции
Блок компетенций
Название компетенции
Название компетенции
Название компетенции
Название компетенции
1
Профессиональные компетенции
Поиск и привлечение кандидатов
3
2
Профессиональные компетенции
Проведение оценочных мероприятий
2
3
Профессиональные компетенции
Управление брендом работодателя
2
4
Корпоративные компетенции
Бизнес-коммуникация
2
5
Корпоративные компетенции
Целевой уровень
Управление личной эффективностью
Целевой уровень
Целевой уровень
Целевой уровень
2
Целевой уровень
Профиль компетенций
Установление для типовой должности набора компетенций и целевого уровня их развития
Должность:
Специалист по подбору персонала
Подразделение:
Управление обеспечения персоналом